Ламинированная фанера

Фанера стала особенно быстро распространяется, было разработано ее ламинирование. Фанеру с защитным покрытием можно использовать даже в таких условиях, которые листы без него не выдерживают.

Ламинирование позволяет фанере выдерживать существенные механические нагрузки и высокую влажность. Материал с такой защитой используется в мебельной промышленности, в декорировании помещений и транспортных средств.

Из чего состоит фанера?

Ламинируется та фанера, которая была произведена из дерева по стандартным технологиям. Обычно на нее идет березовый либо хвойный шпон. Из него создается комбинированный либо однородный материал. При этом комбинированный вариант предполагает изготовление внутренних слоев из одних пород, а наружных из других.

Сорта шпона маркируются буквами в зависимости от качества:

Наружные слои обычно делаются из шпона качества:

Недавно появился стандарт, по которому обозначения АВС могут не применяться. Вместо них есть буква Е, для обозначения высшего качества, и цифры 1-4, по нисходящей. Шпон из хвойных деревьев маркируется еще и буквой Х.

Важно: чтобы фанера оставалась прочной, показатели влажности должны составлять 6-10%. Оптимальный показатель влажности равен 8%.

В изготовлении ламинированной фанеры низкосортный шпон не используют, иначе это будет невыгодно экономически. Дело в том, что тратить силы на ламинирование товара, который пойдет на черновые работы, бессмысленно.

Древесную щепу покрывают клеем, нанося его вальцами. Процесс идет, пока сырье не пропитается им полностью.

Количество клея определяется такими показателями шпона:

Смазав слои шпона клеем, их чуть прессуют без нагревания. После уже окончательно фиксируют механическим сдавливанием при высоком давлении и нагревании до 130 градусов Цельсия.

Далее будущую ламинированную фанеру шлифуют, чтобы убрать неровности. Расхождения по толщине могут составлять от восьмой до пятой части общей толщины листа.

Ламинирование

Чтобы ламинировать фанеру, ее поверхность покрывают тонкими защитными пленками, припрессовываемыми при нагревании до 136 градусов Цельсия.

Длительность процесса определяется толщиной фанеры и разновидностью полимера.

Здесь используются:

Как бы то ни было, много времени это не занимает - максимум десять минут. Этого достаточно для необратимого застывания покрытия.

Определенные сорта фанеры покрываются промасленной либо просмоленной бумагой, которая крепится прессами.

Заламинировав поверхность, обрабатывают торцы. Эту процедуру следует делать, чтобы фанера была стойкой и долго прослужила. Здесь чаще всего используются акриловые составы.

Сорта и главные виды ламинированной фанеры

Ламинированная фанера

По утвержденному в 2010 году госстандарту, ламинированную фанеру делают из березового шпона и обозначают аббревиатурой ФОБ. Из прочих типов шпона ламинированную фанеру делают по техусловиям производителей. Они порой обозначаются аббревиатурой ФОФ.

Вот обозначения продукции по текстуре поверхностей:

Согласно ГОСТу, готовая ламинированная фанера бывает трех сортов, с первого по третий.

У продукции первого исключены участки без полимера. Наложение ламината не может быть более 0,5 см. Царапины и повреждения исключаются. Налипание кусочков оставшегося полимера возможно, но на участках не более пяти квадратных сантиметров.

На второсортной продукции может быть не более трех вздутий, двух царапин. Максимальная допустимая общая площадь пятнышек составляет десятую часть площади листа.

Ну а третьесортная ламинированная фанера не имеет лимита на дефекты. Это самый дешевый сорт. Но при использовании придется постараться замаскировать дефекты.

Транспортная и опалубочная продукция

Превосходную влагостойкость имеют все смолосодержащие типы фанеры. Высокая влажность губительна для фанер, в производстве которых используются клеи на основе белков.

Ламинированная опалубочная фанера на листах ФСФ является защищенным материалом. У нее снаружи влагоотталкивающие полимерное покрытие. А еще опалубка из такого материала сможет использоваться до полусотни раз. Причем, если аккуратно обращаться и тщательно ухаживать, то и до ста раз. То есть, рыночная стоимость такой опалубки окупится много раз.

Чтобы наружная поверхность меньше скользила и истиралась, к листу прикрепляют полимерные сетки. Такая ламинированная фанера прозвана транспортной, из-за того, что ими облицовывают днища кораблей и фургонов.

У транспортной фанеры рифленая поверхность. Так она лучше удерживает грузы. Это облегчает погрузку и разгрузку. Транспортная фанера пригодна для опалубки, облицовки прицепов, для игровых площадок, даже садовой мебели.

Цветные покрытия

Полимерный слой может содержать добавки - пигменты.

Так, яркими цветными листами могут быть отделаны детские спортплощадки.

Белый вариант хорош для ванной и других помещений с высокой влажностью воздуха. Заказчик может пожелать ламинированную фанеру иной окраски.

Другие тона могут идти на фургоны, сидения, транспортные перегородки.

Показатели

Российская ламинированная фанера описана государственным стандартом 2010 года. Однако она часто делается на основе технических условий.

Нормированные показатели ширины, в сантиметрах:

Нормированные показатели длины, в сантиметрах:

Нормированные показатели толщины находятся в диапазоне от 6,5 мм до 3 см.

Ценник определяется размерами, сортом, сырьем и многими другими характеристиками. Цена может колебаться между 1000 и 4000 рублей за лист. Большая и толстая березовая фанера стоит до 6000 рублей. Самый дешевый вариант делается из тополя.

Также производители порой делают фанеры на заказ, ориентируясь за указанные заказчиком размеры.

В России часто делают ламинированную фанеру из березы, проклеенной формальдегидом. Интенсивность испарений токсичных веществ строго контролируется. При этом неукоснительно следят, чтобы продукция относилась к категории Е1. То есть, содержание альдегида в фанере не должно превышать 10%.

Если изделие делается для уличного использования либо для вентилируемого помещения, иногда можно сделать его принадлежащим к классу Е2. В такой фанере содержание альдегида до 30%.

На заводе листовую фанеру тщательно обрезают четко по прямой линии. При этом на каждый метр линии максимальное допустимое отклонение от основной оси составляет два миллиметра.

В зависимости от сорта продукции, необходимо, чтобы дефекты либо отсутствовали вовсе, либо маскировались еще до ламинирования. Лист строго симметричен по отношению к сердцевине. Слои шпона в нем одинаковой толщины и природы. Если лист фанеры комбинированный, тогда у внутренних пластов шпона могут быть декоративные дефекты, но только не ущерб потребительским характеристикам.

Если фанера имеет защитное покрытие только с одной из сторон, тогда не тронутая поверхность может быть довольно некрасивой. Это изнаночная сторона листа.

ЗАКАЗАТЬ АРЕНДУ ОПАЛУБКИ